Реставрация живописного панно «Консилиум Великих врачей мира»
Как мы реставрировали живописное панно в холле университета РНИМУ им. Н. И. Пирогова.
Связаться с нами
Фрагменты до реставрации
В холле университета РНИМУ им. Н. И. Пирогова находится живописное панно «Консилиум Великих Врачей Мира». Монументальное произведение создано народными художниками России Леонидом Полищуком и Светланой Щербининой в 1980 году, и является главным украшением холла здания, без которого невозможно представить интерьер учебного заведения.
В процессе бытования на произведении появилось множество неизбежных повреждений. Многочисленные механические повреждения: потертости, трещины красочного слоя от внешних воздействий, царапины случайные и преднамеренные, мелкие утраты.
На высоту человеческого роста по всей длине панно находились всевозможные поверхностные загрязнения: брызги от кофе и лимонада, следы маркера, сказывалась специфика здания - учебное заведение.
Никита Поляков
Художник-реставратор, руководитель проекта.
Так же в верхней части панно присутствовали белесые следы, вероятно от скоплений конденсата и перепадов температуры. В конструкции панно предусмотрена техническая дверь, благодаря которой можно рассмотреть несущую конструкцию панно. Основа состоит из деревянных рам, на которых крепится холст. Состояние несущей конструкции можно оценить как удовлетворительное, так как на основе визуальных исследований повреждений и критического износа не было выявлено.
Как проходил процесс реставрации панно?
Первым пунктом мы укрепили аварийные участки: места около трещин, царапин, других механических повреждений, везде где были возможны осыпи красочного слоя и грунта.
Далее мы восстановили утраты основы: в основном по краям и у двери внутри панно. Мы подобрали холст идентичный авторскому, а после восстановили утраты грунта. Так же грунт был подведен в местах царапин и трещин.
После мы подклеили холст на участках где связь основы и холста была не прочной. Так как на произведении присутствовали поверхностные загрязнения разного характера, удалялись они тоже по-разному. Пылевые загрязнения удалялись хорошо отжатым ватным тампоном, затеки и высолы (в зависимости от состава) удалялись водным раствором с небольшой долей бычьей желчи.
После выполнялись тонировки в местах утрат и потертостей. Это наиболее долгий и трудоемкий процесс, так как художнику-реставратору необходимо попасть в цвет и тон произведения. Важно, что бы после нанесения покрывного лакового слоя цвет тонировок не отличался от авторского красочного слоя, поэтому во время нанесения тонировок их проверяют при помощи специального растворителя - пинена.
Фрагмент живописного панно в процессе реставрации
В процессе выполнения консервационно-реставрационных работ.
Наше портфолио
Еще больше выполненных проектов в нашей персональной подборке со статьями!
Подробнее
После тонировок на панно был нанесен покрывный лаковый слой, который будет защищать живописный слой от поверхностных загрязнений в будущем. Произведению был возвращен экспозиционный вид.
Фото процесса реставрации панно
Мы благодарим администрацию РНИМУ им. Н. И. Пирогова за доверие к нашей работе и возможность поучаствовать в сохранении этой самобытной и знаковой работы.
Никита Поляков
Художник-реставратор, руководитель проекта.
Художники-реставраторы на фоне отреставрированного живописного панно
Реставрируем монументальную живопись любой сложности и объема
Реставрируем монументальную живопись любой сложности и объема. Поможем рассчитать стоимость выполнения работы и проконсультируем по всем вопросам касательно монтажа и транспортировки.
Связаться с нами
Здесь вы можете посмотреть другие наши проекты по мозаике: